Посещение музеев способствует более быстрому развитию маленьких детей. Музеи учат их тому, что учеба может быть занимательна и необычна. Воздействие музеев может помочь развить навыки творческого мышления. Сотрудники Пушкинского музея утверждают, что дети, посещавшие кружки по рисованию или являвшиеся частыми гостями музеев, быстрее воспринимают информацию и обладают лучшей памятью по сравнению со сверстниками, когда идут в школу.
Музей помогает лучше учиться. По данным ВЦИОМ дети, которые посещали музеи с классами, улучшили свои оценки по математике и в итоге получили более высокие оценки по государственным экзаменам, чем те, которые не посещали музеи со своими классами.
Посещение музеев оказывает значительное влияние на развитие критического мышления подростков, исторической эмпатии, то есть способности понимать и уважать людей, живших в другое время, и толерантности. Маленького ребенка можно взять за руку и привести в музей, но с учениками средней и старшей школы все сложнее. Многие подростки считают, что сами могут понять, что им нужно, а что нет. К сожалению, музеи почти всегда попадают в категорию «это скучно, и вообще я там устаю и ходить мне туда не надо» или «мне будет неинтересно и неловко», или же на музей просто «нет времени». Поэтому большинство подростков и молодых людей редко ходят в музеи или картинные галереи. По опросам ВЦИОМ подростки утверждают, что музеи – это полезно, но ходят туда редко по разным причинам. Многие говорят, что не могут выделить на музеи время из-за учебы, некоторые признаются, что вообще не испытывают интереса. В Советском Союзе существовала традиция частых походов в музеи целыми классами, но она стремительно отмирает. И эту традицию нужно возрождать, организуя бесплатные экскурсии для школьников. Экскурсии оказывают влияние на формирование ценностей школьников. Музеи — это на самом деле не про учебу и даже не про все то, о чем было написано выше. Это про то, как человек хочет чувствовать себя, способен ли он думать над тем, что он видит, стремится ли он к этому, нужно ли это ему? Ведь именно это важно, когда мы говорим о подростках — о тех, кто должен высказывать смелые мысли, многое анализировать, генерировать новые идеи, ведь им и правда есть что сказать. Музей — это не набор открыток, висящих на стенах, красивых или нет; нет никакого смысла просто ходить по залам в поисках чего-то прикольного или же совсем без цели. Музей учит тебя, как нужно смотреть, и учит отвечать на вопрос, почему, например, эта картина прекрасна, почему этого художника считают великим. Это место, где надо думать, размышлять, анализировать, сравнивать.